+7 (846) 205-96-01

+7 (846) 336-67-70

Подписаться на новости

Инна Артёменкова: «На месте точно стоять не будем»

25 апреля 2007 года появилась на свет компания «Межотраслевой научно-производственный центр» (МНПЦ). 15 лет – возраст вроде бы подростковый, но в случае МНПЦ речь идет о зрелости, опытности и мудрости. О непростом пути мы поговорили с Инной Артёменковой, учредителем и директором компании, которая помогает развиваться отечественной полимерной отрасли: обучает ее кадры, организует симпозиумы, семинары, вебинары, вывозит коллег на международные выставки и на заводы в России и за рубежом. Инна Александровна рассказала, из чего складывалась славная история МНПЦ – ее основные вехи и рубежи, через какие сложности и радости довелось пройти, что двигало вперед, кому компания принесла пользу своей разноплановой деятельностью. Об этом и еще о многом другом вы узнаете из этого юбилейного интервью.

- «Ты помнишь, как все начиналось?»

- Мне всегда хотелось реализовать свое техническое образование и понимание того, что грамотные думающие кадры на производстве – это залог успеха. Но когда появилась идея сделать научно-производственный центр, у которого были бы функции обучающего центра, никто в это не верил и не хотел меня поддерживать. Но все-таки нашлись коллеги, которые поверили не в идею, а в меня. И мы организовали такой центр. Самое сложное, конечно, было то, что «подсмотреть» не у кого – как это должно быть, как работать с заводами на предмет обучения персонала. Когда ты уже это создал, кто-то у тебя что-то копирует, программу, например, пытается переманить преподавателей, а когда ты первый и прокладываешь путь, это очень сложно. Мало кто мог что-то подсказать, поддержать. Я вспоминаю тот день, когда несла на регистрацию документы по открытию компании… Середина апреля, утром ужасная погода, как будто весь снег года выпал в этот день, днем дождь пошел, к вечеру солнышко засветило… Все эти 15 лет так и прошли – то грозы, то солнышко.

- В чем были первые сложности?

- В том, что не было ни программ, ни учебников, ни преподавателей. Были специалисты, готовые поделиться советами, не было тех, кто были готовы бы работать как преподаватели. Поначалу я пыталась вести переговоры с преподавателями университетов, с кем была знакома. Но я понимала, что они не подходят для нашей деятельности, потому что не знают производственных новинок, их обучающие программы рассчитаны на семестр и более. Преподаватели вузов не могут оперативно реагировать на запросы заказчиков, потому что они связаны расписанием на основной работе. А здесь нужно выделить несколько дней, и за короткий период вложить концентрированные знания в тех, кто уже что-то понимает. Это сложно – найти тех, кто умеет достойно доносить информацию. Преподавательский состав курсов формировался по капельке, постепенно. Тех специалистов, которых я находила, я долго уговаривала, убеждала – попробовать себя в качестве преподавателя, говорила, что помогу написать программы, сделать презентации, во время выступления помогу. Все наши преподаватели – не профессиональные педагоги, но сегодня те люди, кто работает в нашей команде в направлении обучения, – это классные специалисты, которые очень достойно ведут занятия. Они начали расти вместе с нами, а сегодня они балдеют – от того, что их знания и опыт востребованы, они знают, что и как рассказывать. И все равно в каждую новую поездку на курсы мы находим, что нужно добавить к нашей программе.

- Что помогало идти вперед?

- Моя неугомонность. Мои друзья, которые знают меня еще с институтской скамьи, говорят, что я не вижу каких-то границ, пределов, я не слышу слова «нет». Я просто иду и верю. Верю в то, что можно найти какое-то правильное решение, можно развиваться, просто нужно искать эти решения. Реально помогает, когда участники наших курсов, семинаров, поездок говорят: это было классно, круто, благодаря этим мероприятиям мы выросли, что-то новое узнали, спасибо, нам это нужно. Вот такая обратная связь помогает идти вперед, ты понимаешь – да, мы смогли это сделать. И мы можем дальше расти, что-то новое находить и предлагать коллегам. Мы можем работать по запросу – с кем хочется познакомиться, какие направления изучить. Есть заводы, которые начали ездить с нами на международные выставки за рубежом, на иностранные заводы, смогли все лучшее подсмотреть и перенять. И сегодня я горжусь, когда захожу к ним на производственную площадку и зная, какими они были и какими стали, и понимаю, что нет ничего невозможного, если ты хочешь, ты всегда найдешь. Как в поговорке – «кто хочет, ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины».

Еще меня, когда я только начала развивать МНПЦ, очень поддержал мой любимый и глубоко уважаемый профессор Хельмар Франц. Он, при своей неимоверной занятости, приезжал на первые два симпозиума. А самое главное – наше общение. Он как бы давал импульс, говорил, что верит в меня и, рассказывая о бизнесе, всегда давал такое наставление: «Надо быть смелым, не надо бояться, видишь цель – иди к ней». Мы с коллегами его часто цитируем. Еще одна из его крылатых фраз: «Заглядывай за край тарелки». Она значит, особенно для человека, которой только начинает бизнес, что важно смотреть шире, уметь видеть то, что за пределами поля твоего зрения.

- Первый самый важный рубеж, когда стало окончательно понятно: наше дело правое?

- В 2007 году, когда мы только родились, очень смело было организовать Объединенный российский стенд на выставке К в Дюссельдорфе. Нас тогда поддержал Михаэль Мандель, которого я безмерно уважаю как человека, как профессионала. Он сказал: «Инна, кто если не ты, ты должна этим заниматься, я чем смогу помогу». Опять не у кого было подглядеть, как это должно быть, как найти застройщиков, партнеров… Все это было непросто, но это был новый уровень – международный, другое направление деятельности МНПЦ. Когда ты в первый раз и у тебя нет опыта, и ты объединяешь на одной площадке людей и компании, с которыми ты раньше никак не сотрудничал, это очень было сложно. И когда все прошло, я поняла, что это точка невозврата и мы будем дальше развиваться, искать те востребованные продукты форматы, которые нужны специалистам полимерной отрасли. На тот момент нас поддержала компания «Класс-Инжиниринг». Для них это была первая международная выставка, но они были смелые, амбициозные, Мы сделали стенд в национальном стиле – с русской печкой. И когда «Класс-Инжиниринг» начала самостоятельно выставляться в Дюссельдорфе и брать стенды больше, чем наш объединенный, генеральный директор Николай Кузнецов каждый раз подходил и говорил: «Спасибо, вы для нас были трамплином». Позже такая же ситуация сложилась с компанией «Барс-2». Это очень здорово – осознавать, что кому-то мы помогли вырасти. Кому-то в плане представленности на международных выставках, кому-то – в профессии, на производстве. Это классно!

- Расскажи, пожалуйста, про Полимерные симпозиумы – от идеи до воплощения.

- Идея первого Полимерного симпозиума принадлежала Алексею Белоусову. Вспоминаю его всегда с большой благодарностью. Мы с ним дружили, поддерживали друг друга. Алексей пришел как-то и сказал, что у него есть несколько иностранных партнеров, заинтересованных в российском рынке, и предложил провести в Самаре симпозиум. Для меня это был шок, я не знала, за что взяться, как это делать. Потому что симпозиум предполагает достаточно сильную научную составляющую, это не просто презентации по продаже оборудования или сырья. Здесь должна быть сильная научно-техническая основа, то, что может привлечь производственников. Чтобы они потратили время и деньги на это мероприятие, должна быть какая-то интересная идея – что такого они могут здесь узнать, чего не будет на выставках или на бесплатных мероприятиях, где их еще и кормят и поят. И мы сделали симпозиум на базе медиацентра аэрокосмического университета. Конечно, это для нас было тоже очень смело. Постепенно у Симпозиума появились свои интересные традиции. Например, поездки по заводам в тех регионах, где проводится мероприятие. Как известно, мы стараемся делать это в разных городах, чтобы была возможность путешествовать по России. Другая интересная традиция нашего симпозиума – это Бал Полимерщиков. Я считаю, что это прекрасная интересная находка. Устроитель нашего первого бала Сергей Болдырев говорил, что когда-то были профессиональные балы – парикмахеров, пекарей и т.д. Так и появилась идея Бала Полимерщиков. Да, первый симпозиум был скромным – без фуршетов-банкетов, без посещения заводов и балов, а какие-то фишечки добавлялись постепенно.

- Легендарные курсы по литью под давлением – сколько их уже проведено? Сколько предприятий обучило на них своих сотрудников?

- Эта статистика, к сожалению, не велась. Очень примерно – если мы проводим такие курсы раза 3-4 в год, то за 15 лет получается больше 50. Это что касается самых любимых, самых востребованных курсов по литью под давлением. Сколько человек мы обучили, тоже сложно сказать. Были группы и по 8 человек, а были и по 30. География наших курсов – Самара, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ковров, Ульяновск, Димитровоград, Обнинск, Подольск, Одинцово, Уфа, Октябрьский, Котельнич, Пермь, Первоуральск, Калининград, Тольятти… Я, правда, горжусь этими курсами – по праву могу сказать, что они одни из лучших не только в стране, но и в мире: за 8 дней обучить людей, которые что-то умеют делать руками и постояли уже у станка, а теперь надо вложить знания так, чтобы они выросли сразу на голову, это непростая задача. В истории наших курсов есть настоящие звезды – ребята, у которых до нас или совсем не было технического образования, или это было образование, совсем далекое от темы полимеров. Они просто трудоустраивались на те заводы, которые были в городах, где они жили. Через какое-то время завод приглашал нас провести курсы и вместе с нами эти ребята без специального полимерного образования выросли до высокого профессионального уровня: кто-то стал очень хорошим наладчиком, кто-то – начальником смены, есть даже такие, кто стал начальником производства. Они ищут знаний в новых направлениях и ставят нам новые задачи – что бы они еще хотели изучить.

- Важная часть работы МНПЦ – организация делегаций на зарубежные выставки. Как появилась эта идея?

- Когда ты едешь на выставку в страну не с английским языком, а например, с китайским, ты попадаешь в очень сложную ситуацию. И мы просто обсуждали с коллегами, кто бы еще хотел поехать на ChinaPlast, и нашлись желающие поехать вместе. Кто-то предложил найти там переводчика и съездить еще куда-нибудь на завод, поискать поставщика. А началом была именно выставка в Дюссельдорфе в 2007 году. Она поставила сразу такую высокую планку, что мы уже не боялись – понимали, что, даже не зная китайского языка, мы поедем в Китай и сможем там найти среди китайских специалистов и компаний тех, кто нам нужен. Потом постепенно появилась выставки в Южной Корее, в Индии, в Турции. Сначала это были небольшие делегации на те выставки, с которыми мы не особо были связаны каким-то обязательствами, мы собирали небольшую делегацию, помогали ее участникам в ведении переговоров, подбирали заводы, куда поехать – для того, чтобы посмотреть производство, чему-то поучиться, завести дополнительные контакты b2b. Постепенно мы поняли, что эта услуга интересна коллегам по отрасли. И общение внутри делегации во время этих поездок тоже дорогого стоит.

Надеюсь, что мы сможем и в новых странах побывать, и в тех, куда мы уже ездили, снова присутствовать – возить делегации, ездить на заводы, искать новые контакты.

- Что в организации таких поездок самое сложное, а что – приятное?

- Самое сложное – наметить основную линию: что мы хотим посетить, хотим ли мы найти конкретный продукт. Нужно разработать план, стратегию. Очень сложно договориться с заводами, чтобы они захотели принять нашу делегацию. Все боятся конкуренции, опасаются, что их идеи будут перехвачены. Поэтому нужно грамотно подать информацию о составе группы, чтобы с нами захотели разговаривать в стенах завода, а не за пределами. Из приятного – культурная программа, которую мы стараемся организовать в каждой поездке. Когда все, сделав уже основные дела, немножечко расслабляются, снимают галстуки, едут в автобусе, созерцают, фотографируют, раскрываются на предмет знания истории, культуры, искусства, это очень приятно. И это потом накапливается дорогими сердцу воспоминаниями. Приятно, когда ты, побывав на выставке в какой-то стране, привез с собой ее кусочек – в виде впечатлений, сувениров, вкусняшек, фотографий, что-то такое, что через годы навевает тебе теплые воспоминания о поездке. И когда ты еще другим советуешь – что привезти. Например, в Поднебесной мы всегда стараемся найти хороший китайский чай, а попутно находим еще что-то интересное. Каждая поездка – это 90% работы и немножечко впечатлений, чтобы запомнить, что там было особенного.

- Не так давно у МНПЦ появился интернет-проект – отраслевой портал Poly&Pro. Как возникла эта идея?

- Наш портал, который мы в 2018 году открыли – это был определенно смелый шаг. Предыстория у него интересная. В 2017 году мы организовали делегацию на выставку в Южной Корее и создали чат в Вотсапе, чтобы там комфортно общаться. Постепенно он преврати7лся в профессиональный чат. Потом мы поняли, что то, о чем мы пишем, нужно еще как-то фиксировать и преумножать. Коллеги из чата сподвигли меня на свой отраслевой портал, где мы могли бы делиться нашим опытом и мыслями более профессионально.

- Ты уже рассказала немного о поездках на выставку К в Дюссельдорфе и про Объединенный Российский стенд. Какие компании оценили преимущества совместного участия в крупнейшем международном событии?

- Есть компании, которые с нами стартовали, были с нами один-два раза, а потом они вырастают и участвуют в выставке самостоятельно. И это нормально – ребята с нами пощупали рынок, получили опыт работы на самой крупной международной выставке и дальше уже отправились в самостоятельное плавание. Это как когда детки вырастают, из садика переходят в школу, из школы в институт, потом на работу, в самостоятельную жизнь. Всё, надо отпускать и воспитывать новых «деток». Какие компании были с нами? «Класс-инжиниринг», «Барс-2», «Мегапласт», «Уником-сервис», «Солан-Д», «НО СПП», «НТФ НТВ», «ТатхимПласт», «Метаклэй», «Камский завод полимерных материалов».

- Как в МНПЦ решается вопрос кадров?

- Для меня классная возможность – брать на работу молодежь. В какой-то момент я стала сотрудничать с Самарским институтом рынка, приглашать студенток к нам для того, чтобы они получили опыт, а я в их лице – помощников с хорошим владением английским языком, со свежими, не зашоренными взглядами на жизнь и работу и с желанием узнать что-то новое. Мне очень нравится работать с молодежью, у меня в приоритете молодежь без опыта. У тех, кто уже где-то потрудился, создаются определенные стереотипы работы и поведения, и работа в МНПЦ их начинает немного ломать или они не видят, как и куда здесь можно расти. Из МИРа много кто с нами поработал, девочки выросли и пошли дальше, развиваться, птенчики вылупились, полетели дальше, и я очень рада за них. Когда мы встречаемся, они говорят: «Был такой классный опыт работы в МНПЦ, мы только сейчас понимаем, как много мы там получили. На новом месте работы нас не пугают слова «термопластавтомат», «экструзия», «формовка», даже если это литье из бумаги. Здесь все те же составляющие процесса». Нашим «выпускницам» было легко осваиваться на других производствах. Ну и конечно, для молодых девушек, которые знают язык, возможность поработать на международных выставках – это классный шанс. А сейчас у нас еще есть интернет-ресурс, и здесь можно реализовываться тем, кто хочет расти и в полимерной отрасли, и в языковом плане. Мне кажется, это здорово. Ставку делаю на молодежь и на интернет-технологии.

- Как будет работать МНПЦ сейчас, в ситуации экономических санкций, логистических проблем и других ограничений?

- Я не могу сказать, что у меня есть какой-то страх по этому поводу. В прошлом году мы протоптали дорожку в Узбекистан, мы давно и хорошо сотрудничаем с Турцией и Китаем, там есть ограничения по пандемии, но рано или поздно это закончится. Хотелось бы осваивать азиатские страны и страны бывшего СНГ, например, Казахстан – найти там полимерщиков, готовых к сотрудничеству. Еще я бы посмотрела в сторону Вьетнама, Монголии, мы эти страны с точки зрения полимерной отрасли совсем не знаем. Между тем мне кажется, там есть хороший потенциал. Да и одна поездка в Индию не сформировала для понимания развития полимерного бизнеса там. Я бы хотела организовать поездку туда, чтобы проехать по серьезным производителям сырья, например. Есть такие амбиции, и я хотела бы их реализовать. В любом случае найдутся те страны, с которыми будет взаимный интерес. Просто нужно искать, найти и идти навстречу друг другу. Я думаю, и в Африканском регионе есть такие страны, и на других континентах можно найти интересных для себя партнеров. Вопрос, как будет выстраиваться логистическая цепочка – с этим пока сложно загадывать, будем идти, будем смотреть, будем пробовать. На месте точно не будем стоять.

- Как ты видишь развитие компании на перспективу следующих 15 лет?

- В моей голове, конечно, много разных мыслей по развитию компании. В первую очередь, это развивать учебные программы, сделать их более разнообразными и по содержанию, и по технологиям, и по назначению. Одно дело – программы для наладчиков и технологов, другое – для руководителей производств: здесь уже нужно рассматривать экономические выкладки, вопросы логистики. Что касается выставочного направления, я этого уже немного коснулась: нужно искать новые страны и новые возможности и не бояться туда ехать и вести переговоры о взаимовыгодном сотрудничестве. Ну и конечно – активнее развивать наш портал Poly&Pro. За три с небольшим года мы сделали то, что хотели – вывели его на очень хороший уровень, будем работать над совершенствованием. Есть идеи еще нескольких направлений, но об этом я расскажу в другой раз.

Портал Poly&Pro желает компании МНПЦ и ее руководителю славного продолжения истории! Хоть путь и пролегает через тернии, но пусть он всегда будет к звездам!

Подготовила Ольга Прудовская.

Наши Партнёры

Контактная информация

адрес офиса

443013 Самара, ул. Мичурина 21д, оф. 10

E-MAIL

info@mnpc.ru

телефон

+7 (846) 205-96-01

+7 (846) 336-67-70